село Будище Коропский район

`

Село Будище расположенное на когда-то достаточно большой реке Быстрица, за 19 километры от райцентра, является одним из самых давних поселений на территории нашего района. В исторических источниках оно вспоминается 1552 годом, а архиепископ Гумилевский (святой Филарет), опираясь на церковные документы, в своей книге «Историко-статистическое описание Черниговской епархии» отмечает, что первый священник в Будище был назначен в 1500 году. А потому есть основания утверждать, что Будище основано еще раньше.

село Будище Коропской район

Среди жителей передается от поколения к поколению местный перевод о возникновении села и его названия такого содержания: семья в поисках пригодной для жизни семьи присоединилась к поселению, потом стали присоединяться и другие. Так и образовалось село с названием Будище.

Но если обратиться к топонимии, то можно предложить другую версию. Дело в том, что в Украине, преимущественно в северных областях, есть свыше 80 населенных пунктов с основой слова названия «конура» — Конура, Конуры, Будище. Конурами же называли здания, которые обустраивали в лесах для кустарного производства поташа, смолы, дегтя, позже — селитры. Вероятно, что круг одной такой конуры возникло поселение, которое назвали Будищем, — то есть большой конурой. Конуры возникали в Украине в 15-17 веках, или еще и раньше.
Будище
Индекс: 16223
Население: 370 чел (2011)
Сельсовет: 16224, Чернігівська обл., Коропський р-н, с. Будище, вул. Кудрата Суюнова, 99 (04656) 252-87
vk.com/club18426705 и vk.com/club25783947
сайт сайты района / карта карты Коропа и района
Карта села Будище

карта села Будище

Севернее села расположена территория знаменитого «Мезинского национального парка».

фотография села Будище

Еще одно красивое фото жителей.

фото села Будище

История села.

Дальше обратимся опять к свидетельствам Филарета Гумелевского. В своих исследованиях он опирался на акты Рыхлевского монастыря 1655, 1672, 1676, 1679 годы. Он указывает, что за актом 1655 года в Будище были атаман и войт, а за Гетманским универсалом 1666 года «село Будище в полку Черниговском, в сотне Понурницкой лежачее со всеми принадлежностями» передано Рыхлевскому монастырю (именно в 1666 году этот какая значится в одном из актов Рыхлевского монастыря и добавляет «так как слово «конура» принадлежит не московскому, а литовскому наречию, то население Будища относится к литовскому периоду украинской истории». А из истории известно, что Чернигово-Сивесркая земля была поглощена Великим княжеством Литовским в 60-х годах ХІV века. То есть, имеем еще одно свидетельство того, что Будище — поселение давнее.

Однако у труда Гумелевского есть ссылка и на документы Черниговского полковника Павла Полуботка. Он цитирует церковную грамоту, которой в его владение (Полуботка) передаются Оболонье, Городище и Будище. В этой же грамоте идет речь о том, что этими селами до 1677 года владеет Нежинский протопоп Семен Адамович, унаследовав от Киевского полковника Антона Адамовича. Потом они перешли на «гетманскую булаву» — выслав за измену протопопа, сначала их забрал гетман Иван Самойлович, а потом — Иван Мазепа.

За Рыхлевским монастырем была закрепленная часть жителей Будища. Жили в селе также казенные, что казаки Будища активно участвовали в борьбе с польской шляхтой и татарами, которые вторглись в наш край, присоединившись к Сосницких сотникам, в частности — к сотнику Омеляненка. Да, в 1736 году в Будищі проживало 35 казаков.

В Рихлівському акте 1672 года вспоминается давняя церковь, возведенная в Будищі в честь великомученика Георгия и «Будисский священник Адам Чайка», а за актом 1676 года известен «Будисский священник Диомид Чайковский». Очевидно, это родственники — отец и сын или братья. Интересное наблюдение — как просто в те времена происходила трансформация фамилий (Чайка — Чайковский).

Количество парафиян в церкви дает представление о количестве населения в ХVІІІ- ХІХ веках в Будищі: в 1770 г. — 696; 1790 — 751; 1810 — 805; 1830 — 866; 1850 — 941; 1860 — 875.

В ХVІІІ- ХІХ веках жительнице Будища занимались разными промыслами: лозоплетінням, бондарством, пчеловодством, гончарством. На местном кирпичном заводе изготовляли кирпич-сырец (поблизости были открыты залежи белой глины). Развивалось ткачество В Будище занимались изготовлением дуг из ивняков. Как это делалось и что от этого имели жители села, описывает Ф. Гумілевський: «На влажном месте сажают колье длиною 4,5 аршина, по одному на кв. сажень. Через 4 года на четвертой части десятины получается 600 деревья и десятина в год доставляет дохода вот 125 до 170 руб». Еще и теперь на Николаевскую ярмарку будищани ездят с дугами, граблями и тому подобное.

Баржи, которые плавали по Десне, могли добраться до Рыхлевского монастыря глубоководным руслом Быстрицы, которая протекала через село. Ими везли мел и соль, а в обратном направлении — кирпич, выжженный монахами. Часть населения, преимущественно малоземельные крестьяне, покупали в с. Жукля (теперь Новгород-северский район) древесный уголь и своим тяглом возили продавать на сахарные заводы в Парафиевку, Поповку, Терны и Конотоп.

В 1870 году в Будище жителями села была построенная церковь в честь святого Георгия(вместо давней). Ее уникальность в том, что она полностью деревянная. Руками местных умельцев вырезана ее отделка. Местный житель Балабин изготовил и установил «Царские врата». К сожалению, эта церковь весной 2003 года сгорела.

фото церкви в селе Будище
Фото предоставил Стеценко Юрий

В 1913 году в Будище проживали 882 жители. Их социальный состав был таким: помещиков — 2, священник — 1, бедняцких хозяйств — 50, середняцких — 190, состоятельных — 5, рабочих — 2, служащих — 2. Основную массу населения складывали середняки, которые имели по 6-10. К революции 1917 года в селе работала церковно-парафиальная школа, однако подавляющее большинство населения было неграмотным.

Оставить отзывы

Вы должны войти чтобы комментировать.

Использование наших материалов разрешено при условии, что будет указан первоисточник (активная ссылка на наш сайт)